Метеоритные кратеры на Земле, которые можно посетить

К метеоритным дождям человечество уже привыкло: это красивое зрелище — не такая уж и редкость. А вот материальных следов, оставленных на нашей планете упавшими космическими телами, не так много, и все они по-своему уникальны.

Метеоритные кратеры на Земле: самый древний, самый большой, самый незаметный и другие самые удивительные следы падения метеоритов.

35 фото

Метеоритные кратеры на Земле, которые можно посетить

Текст: forbes.ru

Координаты: 6°30'18''N, 1°24'30''W

Озеро Босумтви внутри ударного кратера (Гана)

Расположенное в 30 км от города Кумаси озеро Босумтви — одно из самых красивых озер в Западной Африке.
Его диаметр — 8 км, максимальная глубина — 80 м. Со всех сторон оно окружено тропическим лесом и смотрится очень живописно, особенно на закате. Народ Ашанти издавна считал его священным местом, к берегам которого приходят души умерших, чтобы проститься с богом Тви.

Озеро Босумтви внутри ударного кратера (Гана)

Озеро располагается внутри ударного кратера диаметром 10.5 км, образовавшегося после падения метеорита 1.07 млн лет назад. Главная особенность этого кратера — наличие в нем тектита, кусков темно-зеленого и черного стекла самой разнообразной формы, появившегося в результате расплава земных пород при ударе метеорита. Тектиты найдены всего в четырех кратерах на нашей планете.

Озеро Босумтви внутри ударного кратера (Гана)

Предполагается, что космическое тело, оставившее след в Западной Африке, имело диаметр около 500 метров: о мощности столкновения говорит тот факт, что тектиты разбросаны в радиусе 1 000 км от Босумтви.

Координаты: 48°41'2''N, 10°3'54''E

Прогуливаясь по землям общины Штайнхайм-ам-Альбух, вряд ли заметишь что-нибудь необычное: типичные старинные немецкие городки, деревеньки и ухоженные поля… Но стоит подняться на возвышенность, приглядеться — и увидишь, что расположено это все не где-нибудь, а в метеоритном кратере.

Штайнхаймский кратер (Баден-Вюртемберг, Германия)

Его диаметр — 3,8 км, и образовался он приблизительно 14-15 млн лет назад в результате падения космического тела. Изначально глубина кратера составляла более 200 м, и в нем несколько миллионов лет было озеро. Но к моменту появления первых людей в этих местах оно успело пересохнуть. Вода, естественная эрозия и человеческая деятельность серьезно изменили внешний облик данной местности. (Кликабельно, 1600×585 px):

Штайнхаймский кратер (Баден-Вюртемберг, Германия)

В наши дни в центре кратера на холме возвышается монастырь, у его подножия расположены два городка — Зонтайм и Штайнхайм. В последнем с 1978 года работает музей, посвященный метеориту. Что примечательно, в соседней Баварии есть «старший брат» Штайнхаймского кратера — Нордлингер Рис (Das Nordlinger Ries) диаметром в 24 км. Но все же более живописным, несмотря на меньшие размеры, является кратер в Баден-Вюртемберге. (Кликабельно, 3000×373 px):

Координаты: 24°34'9''S, 133°8'54''E

Австралийские аборигены никогда не пили воду, скапливавшуюся после редких дождей в странных углублениях в земле, имевшей красноватый цвет. Они опасались огненного дьявола, что может забрать их жизни. Вполне возможно, что далекие предки коренных жителей Австралии могли быть свидетелями события, имевшего место, предположительно, более 4000 лет назад. Тогда железо-никелевый метеорит весом более полутонны, войдя в плотные слои атмосферы, распался на части и оставил на поверхности земли 12 кратеров.

Кратеры Хенбери (Австралия)

Наибольший из них имеет диаметр 182 м, а наименьший — всего 6. Европейцы обнаружили кратеры в 1 899 году и назвали их по близлежащему пастбищу Хенбери, владельцы которого происходили из одноименного английского городка.

Кратеры Хенбери (Австралия)

Целенаправленные научные изыскания были начаты лишь в середине прошлого века. Всего было найдено более 500 кг обломков метеорита, самый крупный из которых весил 10 кг.

Кратеры Хенбери (Австралия)

Чтобы сохранить уникальный ландшафт, правительство Австралии превратило место падения метеоритов в заповедник Henbury Meteorites (Метеориты Хенбери). Он располагается в 132 км к югу от Алис Спрингс, а лучшим временем для его посещения считается период с апреля по сентябрь. (Кликабельно, 3000×668 px):

Координаты: 45°49'27''N, 0°46'54''E

Рошшуар является самым известным кратером на территории Франции, а порода, образовавшаяся после падения, на протяжении нескольких столетий использовалась для возведения замков. Еще в конце XVIII — начале XIX веков ученые, которые задавались вопросом о происхождении странных следов на скалах у подножия замка Рошшуар и в прилегающей местности, считали их результатом извержения древнего вулкана.

Кратер Рошшуар (департамент Верхняя Вьенна, Франция)

Но окончательный ответ был дан лишь в 1969 году французским геологом Франсуа Краутом из Национального института естественной истории. Он доказал, что эти образования — следы падения метеорита. Сегодня считается, что это космическое тело упало на Землю более 214 млн лет назад.

Кратер Рошшуар (департамент Верхняя Вьенна, Франция)

В наше время четких круговых границ не сохранилось, но первоначально диаметр кратера составлял 23 км — что неудивительно, если принять во внимание, что, согласно современным подсчетам, вес метеорита составлял 6 млрд т!

Координаты: 38°26'13''N, 109°55'45''W

«Перевернутый купол» — так дословно переводится The Upheaval Dome — является визуально одним из самых необычных космических образований на планете.

Кратер «Перевернутый купол» (Юта, США)

Расположенный на территории Национального парка Каньонлендс (Canyonlands National Park) недалеко от городка Моаб, он внешне более всего напоминает каньон причудливой формы. Возможно, именно поэтому «Перевернутый купол» был окончательно признан метеоритным кратером лишь в 2008 году, когда были найдены образцы кварца, подвергшегося плавлению при сверхвысоких температурах.

Кратер «Перевернутый купол» (Юта, США)

Также были обнаружены следы сильнейшей эксплозии на скалах, которые возможны либо при столкновении космического тела с землей, либо при ядерном взрыве. Но поскольку второе явно невозможно, объект официально вошел в список ударных кратеров нашей планеты. (Кликабельно, 1600×454 px):

Кратер «Перевернутый купол» (Юта, США)

Сейчас можно назвать только время, когда оставивший кратер диаметром 10 км метеорит столкнулся с Землей, — предположительно более 170 млн лет назад, а точные размеры и структуру космического тела ученым еще предстоит установить.

Координаты: 63°7'N, 33°23'E

Большинство озер в Карелии имеют ледниковое происхождение — но не озеро Суавъярви, расположенное в 56 км к северо-западу от Медвежьегорска. Внешне такое же, как и все, но, в отличие от всех остальных, находится в самом центре древнейшего ударного кратера на нашей планете.

Суавъярви (Россия, Республика Карелия)

Его возраст составляет 2.4 млрд лет! А вот открыт он был относительно недавно, в 1980-х, когда советским геологам удалось обнаружить здесь импактные алмазы — очень редкие и твердые, которые могут резать даже обычные алмазы, добытые в кимберлитовых трубках. Именно благодаря их наличию существование древнейшего кратера на Земле является бесспорным фактом. Возможно, в ближайшем будущем ученые смогут узнать приблизительные размеры и структуру метеорита, упавшего на Землю в Протерозойскую эру. Пока же, помимо возраста, известен лишь приблизительный изначальный диаметр кратера — 16 км.

Координаты: 19°58'36''N, 76°30'30''E

С индийским соленым озером Лонар, расположенным в четырех часах езды от города Аурангабада, связано множество мифов и легенд. Согласно самой распространенной из них, в подземном убежище на его месте прятался демон Лонасура, разорявший окрестности. Богу Вишну в образе прекрасного юноши удалось соблазнить его сестер и выведать место, где прятался их злой брат, после чего Вишну убил Лонасуру. Воды озера сравнивают с кровью демона, а соли — с плотью.

Кратерное озеро Лонар (Махараштра, Индия)

А вот как выглядит реальная история его происхождения: более 50 000 лет назад метеорит врезался в базальтовую скалу, в результате чего образовался кратер диаметром 1 800 м и максимальной глубиной 150 м.

Кратерное озеро Лонар (Махараштра, Индия)

Он быстро наполнился водой из открывшегося источника и образовал непроточное соленое озеро с резким неприятным запахом. Но зловоние, которое источает «метеоритное озеро», нисколько не смущает паломников, которые тысячами стекаются сюда к его берегам в дни индуистских праздников.

Кратерное озеро Лонар (Махараштра, Индия)

А в последнее время неприятный запах не пугает уже и туристов: благодаря своей богатой истории, как геологической, так и культурной, Лонар постепенно становится популярным объектом у гостей Индии.

Координаты: 26°51'36''S, 27°15'36''E

Вредефорт со всех точек зрения можно считать рекордсменом среди кратеров. Во-первых, он входит в список самых больших ударных кратеров Солнечной системы: его диаметр около 300 км, и в нем могла бы поместиться небольшая страна. Во–вторых, если не брать в расчет неизученный вероятный кратер в Антарктике, скрытый от ученых под толщей льда, чей предположительный диаметр составляет 500 км, то южноафриканский гигант является крупнейшим объектом космического происхождения на Земле.

Кратер Вредефорт (провинции Фри-Стейт и Северо- Западная, ЮАР)

В-третьих, возраст более 2 млрд лет делает его и одним из старейших кратеров на планете. В-четвертых, Вредефорт имеет кольчатую (мультикольцевую) структуру, редко встречающуюся среди подобных объектов. И наконец, породивший его астероид считается одним из самых больших космических тел, когда-либо сталкивавшихся с планетой: он имел диаметр около 10 км.

Кратер Вредефорт (провинции Фри-Стейт и Северо- Западная, ЮАР)

Из-за своей уникальности Вредефорт был по праву включен в 2005 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится он в 120 км от Йоханнесбурга, и добраться до него при желании можно за несколько часов — а вот объехать его целиком вряд ли получится и за неделю.

Координаты: 58°22'22''N, 22°40'10''E

Каали является самым молодым из известных на данный момент ударных кратеров на планете. Его возраст — не больше 4 000 лет: падение метеорита, создавшего Каали, зафиксировано в фольклоре народов Прибалтики и Скандинавии, а одноименное озеро, образовавшееся в кратере, было местом жертвоприношений языческим богам.

Кратер Каали (остров Сааремаа, Эстония)

В XVIII-XIX веках ученые пытались объяснить его происхождение то человеческой деятельностью (была версия, что озеро Каали попросту вырыли в ритуальных целях), то вулканической. И только 1937 году геолог Иван Рейнвальд обнаружил в кратере остатки обуглившейся древесины и обломки космического тела с большим содержанием никеля. Это стало окончательным доказательством падения метеорита.

Кратер Каали (остров Сааремаа, Эстония)

Его вес, предположительно, был более 400 т. Из-за трения в атмосфере он распался на несколько частей, которые образовали группу из девяти кратеров. Каали является самым большим из них, а остальные имеют диаметр от 15 до 40 м и разбросаны вокруг него. Находятся эти геологические памятники в 18 км от административного центра острова Сааремаа — города Курессааре.

Координаты: 35°1'38''N, 111°1'21''W

Бэрринджер, наверное, является самым известным метеоритным кратером в мире. Во всяком случае, визуально. Про него снято множество документальных фильмов, его изображение используется как наглядная картинка последствий столкновения космического тела с Землей, а в 1960-х астронавты НАСА проходили в нем тренировки перед отправкой на Луну.

Кратер Бэрринджер (Аризона, США)

Этот удивительный кратер возник примерно 50 000 лет назад после падения пятидесятиметрового железного метеорита весом в 300 000 т. Его диаметр — 1.2 км, а наибольшая глубина — свыше 170 м.

Кратер Бэрринджер (Аризона, США)

В 1902 году инженер Д. М. Бэрринджер купил земельный участок, на котором находился кратер, и начал бурить землю, чтобы найти гигантский железный метеорит. Он хотел доказать, что кратер действительно имеет космическое происхождение (в то время этот факт ставился под сомнение), и заодно получить прибыль от продажи добытого металла.

Кратер Бэрринджер (Аризона, США)

Разбогатеть ему не удалось, зато версия возникновения кратера была подтверждена. Семья Бэрринджера до сих пор владеет кратером, что носит имя их предка, и все же получает с него прибыль — но не за счет внеземного металла, а в виде платы за вход.

Также смотрите:

Let's block ads! (Why?)

Архангельск с высоты — столица Русского Севера

Расположенный на правом берегу Северной Двины Архангельск — административный центр Архангельской области, огромного региона на севере Европейской части России. Город, основанный в 1584 году, традиционно считается столицей Поморья — самобытного региона на южном берегу Белого моря, отличающегося своей культурой и даже особым диалектом русского языка.

24 фото

Архангельск с высоты — столица Русского Севера

Фотографии и текст Славы Степанова

1. Сейчас Архангельск — крупнейший город Русского Севера, то есть северной части Европейской части России.

С населением около 350 тысяч человек он опережает другие города региона — Мурманск, Петрозаводск, Вологду и др.

03_arkh

2. Своим появлением Архангельск обязан реке Северная Двина. Город основан как морской и речной порт в устье реки. От него до Белого моря около 30 км по разветвлённому эстуарию.

02_arkh

3. Гостиный двор — старейшее здание города, построенное на мысе Пур-Наволок в конце XVII века. В то время тут часто бывали купцы из Голландии, Англии, Дании и Норвегии, а Архангельск был центром внешней торговли России. От здания сохранилась только западная стена и северная башня. Гостиный двор — памятник архитектуры федерального значения, он был отреставрирован в 2000-х годах.

01_arkh

4. Троицкий проспект — центральная улица Архангельска, которая повторяет изгиб Северной Двины. Длина проспекта — около 5 км.

02_arkh

5. Архитектурный комплекс Николо-Корельского подворья на пересечении набережной Северной Двины и Банковского переулка. Эти здания построены в XVIII веке.

05_arkh

6. Проспект Чумбарова-Лучинского чаще называют просто Чумбаровкой. По сути, это пешеходная улица-музей. Сюда переносят деревянные постройки старого Архангельска. Как и на многих других улицах Архангельска, раньше здесь был деревянный тротуар — пешеходы ходили по настилу, сколоченному из досок.

07_arkh

Морской-речной вокзал Архангельска изображён на купюре 500 рублей.

06

Дом книги выходит на площадь Ленина — главную площадь Архангельска, которая считалась центром города на протяжении веков. Современная застройка площади сложилась в 1970-х годах, когда здесь снесли старые постройки.

08_arkh

Здание проектных организаций — 24-этажка на площади Ленина, построенная в 1983 году. Это самое высокое здание в городе.

09_arkh

Народные названия этого здания — «Высотка», «Свечка» и даже «Шприц в небо».

10_arkh

Здание проектных организаций стоит на пересечении Троицкого проспекта и улицы Воскресенской, которые ограничивают площадь Ленина.

11_arkh

Высота Здания проектных организаций — 85 метров, а с учётом мачты на крыше — 142 метра.

14_arkh

Северодвинский мост открыт в 1964 году. Одна из секций моста — подъёмная, для пропуска судов, идущих по реке. Это самый северный разводной мост в мире.

32_arkh

Панорама площади Ленина. На горизонте видны огни Соломбалы — исторического района Архангельска, расположенного на островах в дельте Северной Двины.

04_arkh

Храм Успения Пресвятой Богородицы изначально был построен в 1740-х годах. Старое здание было разрушено в 1930-х. Затем храм был восстановлен в новом виде и открыт для служб в 2008 году.

30_arkh

Вышка телецентра на улице Попова в квартале между Троицким проспектом и набережной Северной Двины имеет высоту 151 метр.

36_arkh

На берегу Северной Двины построены современные жилые комплексы «Альфа» и «Омега Хаус», между ними — многофункциональный комплекс «Дельта».

16_arkh

Архитектурные решения комплексов отмечены на фестивале «Зодчество» и конкурсе-смотре Международной ассоциации союзов архитекторов. Эксперты оценивали и благоустройство пешеходной набережной рядом со зданиями.

18_arkh

Автомобильный Кузнечевский мост переброшен через реку Кузнечиху — рукав Северной Двины. Он соединяет Соломбалу с центром Архангельска.

23_arkh

Архангельск — город с умеренным и влажным климатом. Тут очень переменчивая погода, а большое влияние на неё оказывают воздушные массы с Атлантики.

27_arkh

Из-за высокой влажности и перепадов ночных и дневных температур весной тут бывают очень густые туманы.

12_arkh

Краснофлотский мост — ещё один автомобильный разводной мост в Архангельске. Своё имя он получил по речному острову Краснофлотскому, через который он и проходит, соединяя берега Северной Двины. Если Северодвинский мост называют «старым», то открытый в 1990 году Краснофлотский — «новым».

34_arkh

«Малые Корелы» — музей под открытым небом в 25 километрах к югу от Архангельска. Экспозиция музея — около 100 деревянных зданий. Самые старые постройки в коллекции датируются XVI веком.

35_arkh