На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • ШКИПЕР
    « Большой взрыв — общепринятая космологическая модель, описывающая раннее развитие Вселенной, а именно — начало расши...Интересные астрон...
  • Anna Uryadnikova
    А я думаю, почему это люблю выпить, а это я, оказывается, очень творческий человек потому что!Как выглядят алко...

Крестьянские ценности



Крестьянская ментальность начала 20 века отличалась простейшим набором ценностных ориентаций.
Фундаментальной особенностью крестьянской ментальности выступал социоцентризм, трактуемый как ориентация крестьян на растворение своей личности в некоем социуме (общине, коллективе и т.п.), который выступает по отношению к этому индивиду как высшая сила и высшая власть. При этом речь идет о добровольном и зачастую самим индивидом не замечаемом усвоении принятых в данной общности стереотипов, схем, шаблонов мышления и поведения, которые рассматриваются как единственно возможные.

Для крестьянского мира России было характерно своеобразное отношение к религии. Православная вера крестьян проявлялась главным образом в следовании обрядам. В религиозной жизни крестьянин проявлял много внешней набожности, но едва ли понимал духовный смысл веры вообще и религию как образ жизни. По меткому выражению В.Г. Белинского, крестьянин произносит имя Божие, почесывая себе задницу, а об образе говорит: годится – молиться, не годится – горшки покрывать. Можно заключить, что подлинной религией крестьян был фатализм, ибо они везде видели Божью волю.
Сложный комплекс представлений в системе крестьянской ментальности связан с отношением к земле. Труд на земле в сложных природно-климатических условиях, крепостное право и экстенсивный тип аграрной экономики, аграрное перенаселение в Европейской России во многом предопределили отношение российского крестьянства к земле. Для мировосприятия крестьян характерной была установка: любые дела власти, любая ее бессмысленна, если она не добавит земли крестьянам. Феномен такого отношения крестьян, а значит и преобладающей части рядового состава армии, раскрывает В.Г. Короленко, когда упоминает о случайно услышанном им разговоре солдат во время русско-японской войны. Суть его сводилась к тому, что «война эта нам не нужная», поскольку земли в Корее для нашего хозяйства не приспособлены. С точки зрения крестьянина воевать бусурман и присоединять землицу – первейшее дело православного царя. В этом было оправдание и рекрутчине, и жертвам военного времени. Первая мировая война, потребовав многих жертв и огромного напряжения сил, не несла никаких перспектив поправить дело с землей.
Устойчивым компонентом крестьянской ментальности на протяжении веков был наивный монархизм, вера в «доброго Царя». Народник Н. Бух вспоминал, как он долго шел с крестьянином от железнодорожной станции в село и убеждал его, что царь против народа. Крестьянин внимательно слушал, а при расставании заявил: «А все-таки он помазанник Божий, Хозяин земли! Без хозяина нельзя. Только вот помещики, не пойму, на кой черт они ему сдались». Эти же представления ярко проявились и в период революции 1905–1907 гг., когда крестьяне громили и жгли помещичьи усадьбы, но сохраняли веру в «Царя-батюшку». Все изменилось в ходе Мировой войны.

Для массового крестьянского сознания было характерно своеобразное отношение к внешнему миру и своей Родине. Крестьянин не имел чувства принадлежности к более широкому сообществу, что позволяет утверждать об их изолированности от политической, экономической и культурной жизни страны. Интересы крестьянского социума не распространялись за пределы круга своего обитания, поэтому внешний мир воспринимался сквозь сильно запотевшее стекло как нечто далекое, чужое и, в общем-то, совсем маловажное. Такое состояние крестьянского сознания проецировалось и на их отношение к Отечеству.

Еще одной типичной чертой крестьянской ментальности многие исследователи называют правовой нигилизм. Правосознание крестьян было фрагментарным и деформированным. В нем неизменно присутствовало понимание свободы как Воли, а Воли как вседозволенности. Наиболее ярко эти трансформации проходили после Февраля 1917 г.
взято тут


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх